ПРЕДСТАВИТЕЛЬ УГКР В ЯПОНИИ КАК УЧАСТНИК ПРОГРАММЫ «РОБОТОТЕХНИКА: ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ КАДРЫ ИННОВАЦИОННОЙ РОССИИ»

29.11.2010
Поделиться
Отправить
Класснуть
   Сертификат на поездку в Японию получили команды, победившие на Втором Всероссийском робототехническом фестивале, соревнованиях Робокросс «Селигер-2010» и «Хай Тек» пробег». Это команды из Москвы, Нижнего Новгорода, Коврова, Рязани, Саратова, Уфы.

Визит проходит в рамках реализации межправительственного соглашения между Японией и Российской Федерацией по молодежным обменам. Команда Уфимского государственного колледжа радиоэлектроники была награждена поездкой в Японию на 1 человека, выбор пал на робототехника УГКР Вильданова Артура, как наиболее отличившегося. Вильданов Артур привез с соревнований в Японии грамоту за 3 место.

Авторы:
Текст:Шарафутдинова И.З

Записки про Японию.

Первое впечатление от Японии.

   Первое впечатление, когда мы вышли из Аэропорта, было скорее под влиянием усталости, которая накопилась за переезд Уфа-Москва и перелет Москва – Токио. Все казалось таким необычным: асфальт будто отполированный, огромное количество новых машин с непонятно устроенными номерами, и, конечно же, их маленькие размеры. Затем на автобусе по маршруту аэропорт Нарита – гостиница Шинагава. Сразу обратили внимания на культуру вождения: водят очень аккуратно и совершенно не нарушают. По дороге смотрели в окно и удивлялись тому, с какой плотность они используют землю, абсолютно все либо засажено, либо застроено, либо используется по какие-либо нужны. Ни одного бесхозного клочка земли. После большого количества путешествий на поездах по России, где необработанные степные участки чередуются с лесами, полями и чем только можно, это действительно очень удивило.

Номер в гостинице в Токио.

   За многочисленные поездки на выставки и соревнования, повидав много разных дешевых гостиниц и общежитий, именуемых гостиницами, жилищными условиями меня не напугать. Номер превзошел все мои ожидания. Я ждал почему-то чего-то скромного. А вышло все наоборот. Номер был шикарный. Кровати, полотенца, каждый день зубная щетка, бритвенный станок, расческа, телевизор с несколькими бесплатными каналами, «кибернетический» туалет, которому посвящу отдельный абзац чуть позже. Все на высоком уровне. Думал, что это одна и самых лучших гостиниц в Японии. Как оказалось позже, ошибался.

Японский туалет с кнопочками.

   Первое впечатление – стремление нажать все и сразу. Такой метод привел к тому, что при первом смыве наш чудо-унитаз превратился в фонтан, который весело брызгал во все стороны и был такой мощности, что доставал до потолка. Данная водоразбрызгивающая конструкция стала самой обсуждаемой темой перед первым обедом, так как не один мы успели опробовать все возможности сего творения японской техники.

Телебашня в Токио.

   Далее мы поехали на экскурсию в токийскую телебашню. Поднялись на высоту 150 метров. Там увидели первый большой лоток с сувенирами, но они показались мне довольно-таки дорогими, поэтому покупок в первый день я решил не совершать. Вид с высоты 150 метров был великолепный, но конца и края города не было видно.

Поезда на японский Арбат.

   По приезду с башни мы отправились в один из молодежных районов Токио, название которого я сейчас не припомню. Заодно и опробовали Токийское метро. Оплата производится не за вход по землю, а за пройденное расстояние. Проезд на 2-3 станции составляет 160 йен, а вот для прибытия на самый дальний участок от центра составляет 1600 йен. По моим скромным подсчетам, чтобы добрать из самой левой станции метро, в самую правую (а его карта растянута по горизонтали), придется выложить где-то чуть более 3000йен, что по нашим деньгам где-то 1000 рублей, на которые у нас можно кататься и кататься в вагонах метро. Главное еще не забыть взять свой талончик метро, по которому ты проходили, без него нельзя выйти на нужной тебе станции из метро. Сам молодежный район оказался, что-то типа Арбата: узкая улица с большим количеством лавочек, где продают всякую ерунду и атрибутику. Особенно популярно рок-направление: черные футболки с исполнителями и различного рода металлические украшения.

Мид Японии.

   Признаться честно, я ждал от МИДа такого государства некого свойственного нашему государству пафоса. Это был второй день нашей поездки, и вся скромность японцев еще не открылась мне. Первое впечатление о ней как раз и сложилось в министерстве иностранных дел. Все очень скромно. Нас принимали в очень даже по моим меркам скромном помещение, но встреча была теплой. Представитель МИДа рассказал о отношениях России и Японии, о работе по обмену студентами. Здесь больше всего запомнился курьез, связанный одним из отличий Японии и России. Стоит отметить, что машины в Японии все до единой отмыты до блеска. Им особо и пачкаться то негде, так как на дорогах чистота, но и японские автолюбители относятся к своим железным коням с заботой и любовью. Когда представитель МИДа сказал, что можно задавать вопросы, один из первых вопросом с нашей стороны был таков: «Почему машины в вашей стране такие чистые? Это как-то регламентировано законодательством? Может, большие штрафы?». Улыбка на лице у японского чиновника растянулась. «Дело в том, что когда японские студенты были в Москве, они первым делом, задали такой же вопрос, только с точностью до наоборот. Они отметили, что все машины в нашей стране очень грязные и задали вопрос почему?» - ответил он нам. На самом деле в стране восходящего солнца нет закона о чистоте машин, просто сами японцы такие чистоплотные.

В гостях у токийских коллег.

   Во второй половине дня после обеда, наша делегация отправилась в лаборатории токийского государственного университета. Только первые два шага в лабораторию робототехнической команды дали понять, почему у них так все хорошо развито. У них все под рукой. Во-первых, большая территория помещения (отдельного, хочу заметить, маленького здания на территории университета, а не учебной аудитории, в которой только можно после занятий заниматься, и тщательно все прятать вечером от посторонних глаз, так как с утра пары идут в ней). Во-вторых, у них есть все: начиная от огромного количество металлоконструкций, заканчивая станками для резки, сварки и всего, всего, всего… Почти любую работу можно выполнить, что называется на месте. Для них доступны любые компоненты, на столах лежат огромные каталоги с компонентами для роботов. В общих чертах, не жизнь, а сказка для робототехника. Далее профессоры университета рассказали о своих кафедрах, показали несколько наработок. Большинство из них мне было в той или иной степени известно, поэтому не сильно удивило. А робот-журналист показался мне несколько показушным, так как уж больно все хитро и сложно и в тоже время работоспособно. Очень поразили очки, которые на выходе выдают название предметов, которые они видят в своем поле зрения.

Теплый прием в Тоехаши.

   На следующий день мы отправились в университет Тоехаши, где должны были проходить соревнования Lego роботов, большое количество экскурсий вместе с японскими студентами. Ехали на экспресс-поезде, скорость которого достигает до 240км в час. В Тоехаши нас встретила группа японских студентов с русскими флагами, один был даже в шапке-ушанке, что очень позабавило.

Toyota или 96% автоматизации.

   Вместе с японскими студентами мы отправились на завод Toyota. Рассказывали сначала об истории концерна, какие модели выпускались, какие будут выпускаться. Но потом повели в сварочных цех, где не работает ни один человек, в этом цехе 100% автоматизация. Огромное количество сварочных роботов, которые выполняют всю свою работу сами. Это, пожалуй, самое яркое впечатление по технической части в Японии. Далее нас повели по цехам контроля качества и окончательной сборки, где уже трудятся люди. У компании Toyota все настолько продумана, что прям на заводе над рабочими есть экскурсионные площадки с микрофонами, я так полагаю, что экскурсии в завод промышленного гиганта автопрома пользуются популярностью, так как есть на что посмотреть. Затем посетили музей при заводе, где посмотрели на робота трубача, новые технологии Toyota и т.д.

Почувствуй себя президентом.

   Вечером нас ждал торжественный прием, организованный университетом Тоехаши прям в нашей гостинице. Они зарезервировали для этого банкетный зал, и встретили нас так, что я почувствовал себя президентом просто. Когда мы входили, играл гимн России, а все японцы аплодировали. Организаторы поездки как с российской, так и с японской стороны говорили торжественные речи. Каждый из нас представился, кто он и откуда, затем представились японцы. А затем был фуршет. Японские студенты начали нас поить национальными напитками, которые мы с удовольствием дегустировали. Попутно с этим шло общение с японскими студентами. Здесь же нас поделили на международные команды для соревнований Lego роботов. Мне достались два японца,с которыми мы будем собирать робота и соверноваться с другими командами..

   В неформальной обстановке мы пообщались о разных вещах, отдаленных от науки и приближенных. Здесь я сделал первое наблюдение о том, что большинство из них по науке занято исследованиями животных, для создания подобных роботов. Один изучает движение хвоста рыбы для подводного робота, другой движение крыльев у насекомых для летающих конструкций.

Конференция. Первые попытки в Lego.

   Новый день начался с небольшой конференции, где сначала директор программы «Робототехника» Максим Петров доложил об успехах и планах в России. Затем японские коллеги похвалились своими технологиями. После обеда началась сборка Lego роботов и тестирование.

   Суть соревнования заключалась в том что нужно было собрать конструкцию из Лего, которая должна проехать по черной полосе шириной 2 см, сбить первую банку, объехать не задев три банки (слалом) и сбить или забрать оставшиеся две банки.

   Мы с моими японскими друзьями не сразу нашли общий язык, так как мы говорили каждый на своем английском языке, но вскоре нам удалось найти общий знаменатель. Когда мы начали обсуждать какую модель мы будем собирать и как ее реализовать, японские студенты заявили, что они не механики, они программисты, так что механикой занимался я один, нам не привыкать, мы универсалы и конструкторы и механики и электронщики с программистами, все в одном флаконе - мы же из России! Японцы писали программу для нашего робота. Стоит отметить, что за короткий период мы переделали огромное количество конструкций, собрали несколько версий робота наша команда собрала трехколесную машинку с механическим приспособлением для захвата банки в виде клещей по конструкции, напоминающей мышеловку. За целый день мои японские товарищи написали программу для езды по линии.

   Стоит отметить, что японские организаторы не скупились, и если не было возможность заказать автобус, они заказывали нам 6 такси, чтобы мы все дружно добрались до университета. Во все время разработки роботов поили нас чаем, а в обед накрывали шведский стол с различными японскими блюдами. Организации соревнований, да и вообще путешествия в целом, можно только позавидовать. Вечером нас отвезли до гостиницы.

Побережье Тихого океана.

   Этим абзацем я хочу лишь еще раз подчеркнуть организацию нашей поездки. Как-то случайно мы обмолвились, что мы все хотим увидеть Тихий океан. Так как находится так близко к нему и не увидеть, было бы сущим преступлением. Сказано это было невзначай нашему переводчику. Так японские организаторы нам на утро подготовили автобус и отвезли на побережье Тихого океана, за что им большое спасибо. Многие (а может быть и все) впервые видели океан. Все делали фото на память, один из нас даже снял штаны и побежал в морскую пучину. Я себя сдержал, хотя, если бы не костюм, я бы нырнул бы в волну.

Основные соревнования.

   Вернулись в университет, продолжили сборку роботов. Все сумели с небольшими огрехами завершить своих роботов и успешно стартовали в соревнованиях. В итоге наша команда заняла 3 место, набрав 178 очков за время. Плотность результатов просто поражала 181 очко – 1 место, 180 – 2 место, 178 – 3 место. Команда, занявшая 4 место, набрала 177 очков. А это при том, что за некоторые задания давали по 50 очков. Мои японские друзья, наряду со мной, были рады, что успеху в соревнованиях, пусть и товарищеские.

   Вечером отправились домой. Затем мы попрощались с японскими друзьями, так как с утра мы уезжали из Тоехаши.

Экскурсии, экскурсии, экскурсии…

   Весь следующий день был посвящен экскурсиям по различным местам. Посетили официальный музей Toyota, где было показано с чего все начиналось (оказывает, стартовал-то гигант автопрома с ткацких станков). Посетили центр взаимодействия человек с роботами. Где сразу отметилась тенденция, что японцы сейчас делают не роботов, а системы, для облегчения жизни людей. Так как количество старых японцев растет, то в основном разрабатываются системы для того, что пожилой человек, мог ухаживать за пожилым, так как старики не хотят, чтобы за ними ухаживали машины.

   По культурной программе мы посетили замок Нагоя, еще какой-то красивый парк. Отведали в обед японского угря, поедание которого является целым ритуалом.

   Вечером на самом быстром поезде (240км в час) отправились назад в Токио. Из этого путешествия я запомнил только две картинки: стацию отбытия и станция прибытия.

Храм и по магазинам!

   Сначала мы посетили огромный буддийский храм. Очень красиво, очень традиционно. Рядом с ним есть рыночные ряды, где продают все, что только можно, начиная от мелких побрякушек, заканчивая куртками, шапками и т.д. Затем мы отправились в торговый квартал. Нас водили по магазинам техники, магазинам роботов, и магазинам всего и вся. Я даже в одной из них унитаз с кнопочками в продаже видел.

Прощай Япония.

   На следующее утро мы отправлялись домой. На автобусе до аэропорта. Прощания с переводчиками. Самолет в уже снежную, как потом оказалось, Москву. Прощай Япония.

   Хочется сказать спасибо программе «Робототехника» за предоставленную возможность побывать в этой прекрасной стране. Спасибо японской стороне за теплый прием, прекрасную организацию поездки. Спасибо всем замечательным людям, которые составляли мне компанию все эти дни пребывания в Японии.

Подпишитесь на нашу рассылку

Получайте самые свежие новости о вашем колледже